Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Татьяна Калиновская

Задачей монетарной политики должно стать достижение определенного – низкого уровня инфляции

В начале этого года Нацбанк еще раз подтвердил курс на ужесточение денежно-кредитной политики, которое подразумевает, в частности, снижение объемов выдаваемых кредитов, сокращение поддержки банковской системы со стороны Нацбанка, поддержание процентных ставок на уровне выше инфляции.

При этом следует отметить, что в конце минувшего года Нацбанк несколько смягчил монетарную политику, снизив процентные ставки по инструментам поддержки ликвидности. По мнению экспертов, данная мера не означает отход от выбранного курса и была вызвана существенным дефицитом ликвидности в банковском секторе.  «В ноябре требования НББ к банкам выросли на 37.1%, а темп их прироста в годовом выражении стал положительным. Посредством таких действий НББ пытался решить проблему дефицита ликвидности вследствие повышенного спроса на иностранную валюту», -- говорится в Ежемесячном обзоре экономики, подготовленном Исследовательским центром ИПМ. 
Данную ситуацию в интервью IPM Review прокомментировал эксперт Исследовательского центра ИПМ Александр Зарецкий.
 
-- Можно ли говорить о том, что проблема дефицита ликвидности была решена в конце прошлого года и какие меры этому способствовали?
 
-- В ноябре Нацбанк дважды снижал процентную ставку по инструментам предоставления ликвидности банкам: сначала с 45% годовых до 40%, а потом – до 35%. Кроме того, он увеличил объемы поддержки банков. Это привело к соответствующему падению процентных ставок на межбанковском рынке. В результате в декабре банки стали более активно размещать средства на депозитах в Нацбанке, а поддержка со стороны Нацбанка уменьшилась. Таким образом, можно констатировать, что  дефицит ликвидности сократился. Этому способствовали и действия банков по повышению ставок по рублевым вкладам.
На сегодняшний день у отдельных банков дефицит ликвидности сохраняется, у других же наблюдается избыток ликвидности. Нацбанк продолжает проводить операции по поддержке ликвидности, но не в таких объемах, как это было в октябре-ноябре. Банки, в свою очередь, размещают средства на депозитах в Нацбанке в более значительных объемах, нежели ранее. В целом по банковскому сектору дефицит чередуется с профицитом. В последние дни (16-20 января) имел место профицит в размере более чем 2 трлн белорусских рублей. Однако уровень процентных ставок по рублевым депозитам все еще остается высоким, так как у населения сохраняются высокие девальвационные ожидания.
 
-- Каковы могут быть последствия сохраняющегося дефицита ликвидности в банковском секторе?

-- Рост уровня процентных ставок по депозитам и кредитам, замедление роста кредитования, которое сдерживает и экономический рост. Чтобы этого не происходило, необходимо менять режим монетарной политики, позволив обменному курсу свободно достигать равновесия. Это позволит решить проблему внешнего дефицита, по крайней мере до такой степени, когда он принимает умеренные значения и формируется вследствие структурных факторов, а не завышенного реального обменного курса. Глобально же эту проблему нужно решать путем  реформирования экономики, направленного на повышение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг. Задачей монетарной политики необходимо делать достижение определенного – низкого -- уровня инфляции.
 
-- Какие последствия для финансовой системы может иметь концентрация директивных кредитов в Банке развития и перевод их из коммерческих банков?
 
-- Это оздоровляет балансы государственных банков, снижает их риски. Однако кроме перемещения уже существующих активов в Банк развития необходимо, чтобы государственные банки не выдавали новые директивные кредиты. Иначе получается, что в Беларуси просто появился дополнительный банк (Банк развития), осуществляющий кредитование экономики в рамках государственных программ. Когда государственные банки перестанут участвовать в таких программах, они смогут в большей степени осуществлять свою кредитную деятельность на рыночных принципах и выдавать кредиты на менее рискованные и более эффективные проекты, что будет приводить к положительному эффекту как для банков, так и для экономики. Государство, в свою очередь, сможет финансировать реализацию ограниченного числа наиболее эффективных государственных программ через Банк развития.