Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Реализовать план правительства будет сложно без внешней финансовой поддержки

Появление плана совместных действий правительства и Нацбанка по повышению конкурентоспособности белорусской экономики свидетельствует о признании экономическими властями серьезности существующих проблем. Сегодня вопрос заключается в том, станет ли этот план эффективным инструментом, который позволит улучшить ситуацию в экономике. Об этом – наше интервью с директором Исследовательского центра ИПМ Александром Чубриком.

- На Ваш взгляд, по каким причинам этот документ появился именно сегодня?
- Очевидно, негативные тенденции, которые сейчас наблюдаются в экономике, вызывают серьезную обеспокоенность экономических властей. Они понимают – если не принять срочных мер, экономика может столкнуться с еще более серьезными проблемами, когда корректировка валютного курса может стать неуправляемой. Другими словами, появление плана правительства и Нацбанка является реакцией на складывающуюся ситуацию.
- Какие негативные тенденции вызывают наибольшую обеспокоенность?
- В первую очередь, это целый комплекс проблем, связанных с экспортом. По сравнению с прошлым годом резко сократился приток выручки от энергетического и сырьевого экспорта. И это связано не только с закрытием «растворительных» схем, но и с постоянной неопределенностью по объему поставок нефти, а в последнее время – практически полной остановкой экспорта калия. Рост прочего промышленного экспорта тоже прекратился из-за стагнации в России – на основном рынке для этих товаров. К тому же, несмотря на ускорение обесценения рубля, инфляция у нас все равно выше, чем у соседей. Значит, в реальном выражении белорусский рубль укрепляется к валютам основных торговых партнеров, прежде всего к российскому рублю. Это создает дополнительные проблемы для наших экспортеров.
Внутренняя ситуация в экономике также способствовала усилению негативных тенденций. В последнее время внутренний спрос рос довольно быстро – повышались зарплаты, восстанавливались инвестиции, причем в первую очередь импортоемкие. Это привело к увеличению импорта на фоне крайне проблематичной ситуации в экспорте. В результате значительно возрос дефицит текущего счета. Он и сейчас продолжает увеличиваться, и согласно расчетам Всемирного банка, по итогам нынешнего года составит почти 9% от ВВП. Это огромная цифра, сопоставимая с тем, что было накануне кризиса 2009 года.
Каким образом покрывать возникший дефицит, пока неясно. Нарастить экспорт из-за сокращения спроса на российском рынке нам не удастся. Остальные инструменты носят краткосрочный характер и сейчас недоступны: новых займов мы быстро и недорого не привлечем, приватизировать что-то быстро и дорого тоже не получится. Единственная возможность поведения в такой ситуации – это существенно снизить импорт. По сути, план правительства и Нацбанка предлагает принятие мер по сокращению импорта, хотя напрямую там об этом не написано.
 
- Как бы вы оценили содержание документа в целом?
- Важно, что такой документ появился – это отличная отправная точка для начала необходимых преобразований. Однако у плана есть слабые стороны: в нем нет диагноза проблем. Следовательно, не до конца понятно, на решение каких задач направлены меры, предложенные в документе. Название документа говорит о намерении проводить структурные реформы и повышать конкурентоспособность. Но наиболее полно проработанная часть плана посвящена сокращению внутреннего спроса для противодействия увеличению внешних дисбалансов и стабилизации денежного и валютного рынков. Меры фискальной и монетарной политики в документе прописаны четко и довольно подробно. Но вторая его часть, посвященная структурным реформам и повышению конкурентоспособности, проработана намного менее детально.
И это чревато рисками в среднесрочной перспективе. Допустим, первая часть плана будет реализована в полной мере: ужесточится фискальная и монетарная политика. Это означает, что расходы бюджета сократятся, доходы населения уменьшатся, госпрограммы будут урезаны. Сокращение госрасходов – это негативные социальные последствия. А для их преодоления нужны не только социальные пособия уязвимым группам. Беларуси необходимо перейти к так называемому «вовлекающему» экономическому росту, который позволит вовлечь в экономическую активность тех, кто пострадает в результате ограничительных мер. Перейти к такому росту можно лишь в результате проведения структурных реформ и повышения конкурентоспособности экономики. А значит, меры, которые предполагается предпринять в этом направлении, должны быть прописаны максимально четко уже сейчас, чтобы формировать соответствующие ожидания у экономических агентов.
 
- Возможно, фраза о «структурном реформировании» в названии документа может считаться началом большого дела? 
- Хочется в это верить. Но сейчас в блоке плана про структурные реформы содержатся лишь намерения и сроки подготовки ряда законопроектов, содержание и предназначение которых на данный момент никак не обозначено. А ведь проведение структурных реформ еще и является важным условием развития сотрудничества с международными финансовыми организациями, которые уже не раз заявляли, что готовы оказывать финансовую поддержку лишь после того, как правительство начнет предпринимать очевидные меры по реформированию экономики.
 
- Как Вы считаете, какой будет реализация плана на практике?
- Начинать реализацию плана приходится без дополнительной финансовой поддержки со стороны международных организаций. А это очень болезненно, потому что ресурсы сейчас очень нужны для стабилизации ситуации. Помимо этого, экономические власти должны доказать бизнесу, населению и международным организациям, что они действительно намерены провести реформы. Лучший способ это сделать – начать их проводить и быть последовательными в их проведении.