Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Валерий Папакуль, Ольга Томашевская, IPM Review

Валерий Папакуль ”Мы не умеем грамотно конфликтовать”

Одним из важных достижений белорусского бизнеса за последние двадцать лет стало заметное увеличение правовой грамотности. Предприниматели лучше ориентируются в законодательстве и  чаще обращаются к профессиональным юристам. При этом существует одна сфера, в которой предприниматели до сих пор часто совершают серьезные ошибки, способные привести к печальным последствиям, вплоть до разрушения бизнеса.

Об этом в интервью IPM Review рассказал управляющий партнер компании «Степановский, Папакуль и партнеры» Валерий Папакуль.

Валерий Папакуль
 
- Как Вы оцениваете правовую грамотность белорусских бизнесменов?
 
- Правовая грамотность белорусских бизнесменов значительно возросла. Предприниматели не только стали чаще обращаться к юристам, но и сами стали мудрее. Белорусский бизнес пережил многое, и благодаря этому бизнесмены стали лучше понимать последствия своих действий, сознавая, что непродуманность договоров, других документов может привести к печальным последствиям. Раньше многие бизнесмены говорили – я все знаю сам, а если найду время еще почитать немножко, мне вообще никакая сторонняя помощь не потребуется. Сейчас они понимают, что есть специалисты, которые действительно имеют знания и опыт решения подобных  вопросов, и не нужно пытаться самим объять необъятное. Но на фоне этих положительных тенденций, существует одна сфера взаимоотношений, которой во многих компаниях практически не уделяют никакого внимания. 
 
- О какой сфере идет речь?
 
- До сих пор немногие белорусские бизнесмены при создании предприятия на условиях партнерства закрепляют свои договоренности с партнерами на бумаге. Партнерские и акционерные соглашения часто сравнивают с брачным контрактом. Во многих белорусских компаниях случается то же, что и в супружеских отношениях, когда на предложение составить контракт следует вопрос: «Ты что, мне не доверяешь?» Впоследствии такой подход нередко приносит негативные последствия с точки зрения устойчивости бизнеса. В компании могут работать опытные производственники, маркетологи, финансисты, специалисты по продажам, могут быть налажены бизнес-процессы, есть стратегия, бренд и конкурентные преимущества. Но, если наряду с этим отсутствуют письменные договоренности между собственниками бизнеса,   это может привести к серьезным конфликтам, неустранимым противоречиям, которые могут серьезно ослабить, раздробить, а иногда и погубить весь отлаженный бизнес. 
 
- Что значит неустранимые противоречия?
 
- Если не зафиксированы партнерские договоренности «на берегу», впоследствии очень сложно «передоговориться на переправе». Поскольку очень часто мы интерпретируем  незафиксированные договоренности с партнером в свою пользу, придавая им свою субъективную окраску. А поскольку никаких объективных, то есть письменных, однозначных договорённостей, нет, то и нельзя передоговориться.  К примеру, на момент создания бизнеса партнеры не определились, как впоследствии будет оцениваться и сам бизнес, и вклад каждого из партнеров.  И вот один говорит – я считаю, бизнес стоит столько, а второй называет совершенно другую цифру. Один напоминает, что вложил в бизнес деньги, а второй – связи. Как все это можно пересчитать через десять лет, когда один из партнеров решил выйти из бизнеса? И вот он выходит – и забирает половину коллектива. Может ли компания выдержать такое потрясение – большой вопрос. 
 
Или вдруг возникает вопрос о том, что один из собственников хочет ввести в состав акционеров своего ребенка или родственника, а сам отойти от дел. Партнер говорит, что о такой возможности они не договаривались при создании бизнеса, а первый возражает, что не договаривались и об обратном запрете. И таких моментов – десятки. Они возникают не потому, что партнеры решили изначально друг друга обмануть. Просто партнеры об этом не подумали.
 
Вследствие отсутствия подобных договоренностей по важным вопросам на момент создания бизнеса каждый из партнеров может толковать ситуацию в свою пользу и каждый по-своему будет прав. Люди часто говорят, что никогда не думали, что такое может случиться. Но, как это ни печально, когда такие последствия все-таки наступают, очень многие серьезные бизнесмены оказываются в тупике. 
 
- Как вы считаете, почему при общем повышении правовой грамотности бизнесменов вопрос о партнерских соглашениях остается пробелом?
 
- Причин много. Одна из них, как мне кажется, связана с нашими культурными особенностями. У нас принято доверять партнерам на слово. Почему-то мы думаем, что другой человек думает также как мы, или мы уж точно знаем его взгляды на ту или иную проблему. Вследствие этого «знания» мы не тратим время на выяснение действительной точки зрения партнера, тем самым закладывая бомбу под дальнейшие отношения.  Но даже потом, когда такие противоречия наступают, мы не можем с ними правильно работать. Мы не умеем грамотно конфликтовать. Хотя даже в моменте начала конфликта можно и нужно попробовать передоговориться, найти общий знаменатель, понять, что очень часто вы находитесь в одной лодке. А в нашей культуре принято держать эмоции внутри до последнего момента, делать вид, что все хорошо и не работать с противоречиями и возникающим недопониманием. А потом, когда «точка невозврата» уже пройдена, о мирном урегулировании никто и не вспоминает, и начинается «война» между бывшими партнерами.
 
Возникновение противоречий даже между самыми близкими людьми неизбежно еще и потому, что взгляды людей со временем меняются. Появляются новые планы, иные возможности, другие интересы. К примеру, один из партнеров хочет отойти от дел, уйти на покой, а второму кажется, что надо работать, и работать как можно более интенсивно. Чтобы минимизировать такие непонятные моменты, на Западе компании не просто составляют партнерские соглашения при создании бизнеса, но и пересматривают их раз в 3-5 лет.
 
Очень много внутренних конфликтных ситуаций возникает на фоне нынешних объективных экономических проблем. С другой стороны, упорядочивание внутренних субъективных партнерских взаимоотношений  всегда помогает противостоять внешним вызовам. А самое главное, в отличии от макроэкономических проблем, данные вопросы находятся в компетенции самих собственников.
 
- Возможно ли полностью формализовать взаимоотношения между партнерами  с юридической точки зрения? Ведь не все нюансы можно прописать в соответствии с нашим законодательством.
 
- Вы правы, в нашем законодательстве достаточно императивных норм, которые не всегда способствуют закреплению тех или иных отношений, которые складываются между субъектами. Именно поэтому во многих континентальных правовых системах такие вопросы принято решать в соответствии с английским правом.
 
Однако, по нашему опыту составления реальных партнерских соглашений, практически все вопросы взаимоотношений можно решать и по нашему законодательству. Самое главное составить четкий, письменный и что очень важно – однозначно понимаемый всеми партнерами документ. Поскольку данная сфера взаимоотношений очень хрупка и впоследствии любой письменный документ может и должен анализироваться в качестве действительной воли составившего его лица. Кроме того, подавляющее количество корпоративных споров, опосредующих данные проблемы, стороны в конце концов вынуждены разрешать в порядке примирения или во внесудебном порядке. А тут важность любого письменного документа трудно переоценить.