Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Татьяна Калиновская, IPM Review

Правительство будет принимать непопулярные меры

Предстоящее внесение изменений в налоговое законодательство – мера, которая является свидетельством ухудшения ситуации в экономике. Правительство намерено повысить налоги для населения, рассчитывая таким образом поддержать свои возможности по финансированию экономического роста. 

Уже в этом году ухудшение положения в реальном секторе негативно отразилось на сфере государственных финансов: доходы консолидированного бюджета в первом полугодии были на 4.3% от ВВП ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение доходов привело к соответствующему сокращению расходов бюджета. «Основная часть сокращения пришлась на расходы на национальную экономику (на 1% от ВВП) и инвестиционную программу (на 0.6% от ВВП)», - отмечается в Ежемесячном обзоре экономики, подготовленном Исследовательским центром ИПМ.
 
Планируя увеличение доходов бюджета, правительство рассчитывает не только поддержать инвестиционную активность, но и компенсировать образующийся дефицит Фонда соцзащиты, а также выплатить часть внешнего долга. Об этом в интервью IPM Review рассказал экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
 
- Насколько важной статьей бюджета страны является подоходный налог и почему принято решение о его увеличении? 
 
- Сегодня доля подоходного налога в бюджете страны составляет около 15%. Это достаточно много, если сравнивать с поступлениями от налога на прибыль, доля которых в бюджете составляет всего 6%. В предыдущие годы разница между данными налогами была существенно меньше. Более того, в следующем году правительство ожидает дальнейшего снижения доходов бюджета от налога на прибыль в связи с тем, что общий уровень экономики слабый, рентабельность реального сектора низкая, в результате чего происходит снижение налоговой базы. 
 
Еще один источник поступления доходов в бюджет – таможенные пошлины. С ними также возникли проблемы. У Беларуси со странами Таможенного союза действует система распределения импортных пошлин. В связи с тем, что в Беларуси и России происходит снижение инвестиций, а, значит, и снижение инвестиционного импорта, происходит и сокращение поступления таможенных пошлин. Это также сказывается на доходах бюджета Беларуси. К тому же в этом году Беларусь не взимает экспортную пошлину на калийные удобрения.
 
В итоге правительство решило перенести часть налоговой нагрузки на население, увеличив подоходный налог и акцизы, которые являются косвенными налогами на конечное потребление домохозяйств. Схожую цель достигало бы и повышение ставки НДС.
 
- Правительство объясняет необходимость проведения налоговой реформы желанием поддержать семьи с детьми и новорожденных. Насколько можно быть уверенными, что дополнительные налоговые поступления пойдут именно на эти цели?
 
- В этом нельзя быть уверенными в связи с тем, что существует множество других нерешенных проблем. К тому же весьма сомнительно, что такими мерами поддержки, которые планирует государство, можно увеличить рождаемость. 
 
- На какие цели могут быть направлены средства, полученные от повышения налогов?
 
- С одной стороны, правительство пересматривает в этом году инвестиционные программы в сторону уменьшения в связи с необходимостью снижения расходов на национальную экономику. При этом государство понимает, что таким образом утрачивает возможности по регулированию экономического развития страны. Дальнейшее снижение доходов бюджета еще более снизит возможности правительства по влиянию на экономику. Средства, полученные в результате повышения налогов, могут быть направлены на финансирование инвестиций.
 
С другой стороны, еще одна проблема госфинансов связана с финансированием Фонда социальной защиты населения  (ФСЗН) – уже в этом году ожидается его дефицит, который будет покрываться за счет перераспределения средств из консолидированного бюджета. Очевидно, эта тенденция в дальнейшем будет нарастать, так как демографическая ситуация не улучшается. И это повышение подоходного налога может быть направлено на покрытие дефицита Фонда соцзащиты. Так как поддержка материнства и детства осуществляется именно из ФСЗН, то средства, собранные за счет повышения налогов,  вполне вероятно, могут быть частично направлены именно на декларируемые цели. 
 
Кроме того в следующем году сохранится нагрузка на бюджет, связанная с обслуживанием внешнего долга. По словам первого заместителя министра финансов Владимира Амарина, платежи по внешним долгам в 2015 году составят 4 млрд. USD.  Половина долга будет выплачена, половина рефинансирована. Ожидалось, что выплачена она будет за счет поступлений от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Как известно, согласно договоренностям с Россией в следующем году планируется не отчислять часть экспорных пошлин за нефтепродукты в российский бюджет, как это делается в последние годы, а полностью направлять их в белорусский бюджет. На этом основании Минск ожидал значительного увеличения доходов от таможенных пошлин. Сегодня, однако, есть сомнения по поводу поступления в белорусский бюджет существенных сумм по этой статье. В России идут дискуссии насчет «налогового маневра», суть которого в увеличении налоговой нагрузки на сектор нефтедобычи и снижения ее на сектор нефтепереработки. Для Беларуси это будет означать, что входная цена на нефть увеличится, и соответственно снизятся доходы от экспортных пошлин на нефтепродукты.
 
- Есть ли у правительства варианты привлечения средств для покрытия внешнего долга, кроме повышения налогов?
 
- Еще один источник финансирования внешнего долга – это заимствования. С ними сегодня тоже возникают сложности. Привлечь их в следующем году будет сложнее, чем в нынешнем. В этом году Министерство финансов активно выпускало на внутреннем рынке государственные валютные облигации, которые во многом приобретались банками с российским капиталом. Введение международных санкций по отношению к российским банкам существенно снизит их готовность приобретать валютные облигации. Сигнализирует об этом хотя бы то, что недавно Российская Федерация предоставила Беларуси межправительственный кредит, в том числе для расчетов с российским банком ВТБ, очевидно, рассчитывая таким образом поддержать банк с российским капиталом.
 
- Насколько можно надеяться, что с получением дополнительных доходов бюджета правительство сможет возобновить финансирование экономики в значительных размерах?
 
- Навряд ли это можно будет сделать. Скорее государственные инвестиции в следующем году продолжат снижение, даже несмотря на увеличение налоговой нагрузки на население. Вероятно, часть государственных программ, принятых на 2011 – 2015 годы, не будет профинансирована полностью. 
 
- Происходит ли сокращение расходов бюджета на социальные выплаты, в частности, зарплату?
 
- Эти расходы не снижаются. Размер фонда заработной платы в бюджетном секторе растет пропорционально ВВП, т.е. с темпами, незначительно опережающими инфляцию. 
 
 
Справка:
По заявлениям белорусских официальных лиц, сделанных ими в последний месяц, ставка подоходного налога в Беларуси увеличится с 12 до 13%. Предполагается увеличить акцизы на все группы подакцизных товаров на величину инфляции, то есть на прогнозируемые правительством 12,5%, а на табачные изделия – на 15-30%. Увеличить ставку налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18 до 25%, поднять ставки земельного налога и налога на недвижимое имущество в отношении неэффективно используемого государственного имущества. Предполагается ввести ресурсный сбор за право экспорта сырой нефти, добываемой в Беларуси. Ставки акцизов на пиво правительство планирует не менять.