Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Татьяна Калиновская, IPM Review

Экономическая среда. Переговоры с МВФ: правительство должно выстрадать программу реформ

В этом году белорусские власти официально заявили, что намерены привлечь кредитование по линии Международного валютного фонда (МВФ). Минск всегда с осторожностью относился к возможности привлечения финансирования со стороны этой организации. На сей раз на переговоры с МВФ его вынудило пойти резкое ухудшение условий внешней торговли и как следствие – кризисные явления в экономике страны. На недавнем заседании Совета управляющих МВФ и Всемирного Банка делегация Беларуси договорилась о выработке плана по взаимодействию. Итогом этой работы должна стать программа реформ, под реализацию которой и предполагается получить кредит.

Даже при благоприятном ходе переговоров получить деньги от МВФ вряд ли удастся раньше следующего года, считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. О том, какие меры могут быть предприняты белорусским правительством для привлечения кредита, он рассуждает в интервью для IPM Review.
 
- Правительство предоставило МВФ программу структурных реформ. Известно ли Вам о содержании этого документа?
 
- Пока никто, кроме правительства и международных финансовых организаций, его не видел. Судить о содержании программы можно только по косвенным признакам. Например, в программе действий правительства на 2015 год говорится, что белорусская экономика находится под резко негативным воздействием внешней экономической среды и условий торговли. Чтобы противостоять им, планируется проводить сбалансированную денежно-кредитную политику, противодействовать инфляции, модернизировать систему госрегулирования, развивать малый и средний бизнес, конкуренцию, наращивать экспорт. 
 
Очевидно, что МВФ будет настаивать на том, чтобы Национальный банк продемонстрировал гибкость курсообразования. И сегодня белорусские власти, в общем, к этому стремятся. Очевидно, среди требований будет либерализация цен, в том числе повышение их в секторе ЖКХ до уровня покрытия затрат. Речь также идет об изменении подходов к господдержке предприятий и выработке новых принципов социальной поддержки населения.
 
- МВФ выразил некоторое недовольство программой правительства, которая была названа «недостаточно амбициозной». Чего на сегодняшний день может не хватать в программе?
 
- Можно вспомнить ситуацию 2009-2010 годов, когда Беларусь получила кредит stand-by в объеме 3,52 млрд. USD. Тогда в МВФ надеялись, что Беларусь начнет структурные реформы, но этого не произошло. Минск отходил от условий, прописанных в программе, и в процессе реализации она претерпела некоторые изменения. 
 
Поэтому сейчас МФВ настаивает, что программа сотрудничества не должна быть навязана международными финансовыми организациями. Она должна быть собственной разработкой правительства и Нацбанка. Еще один аспект – МВФ неоднократно заявлял, что программа должна быть поддержана «на самом высоком уровне». Другими словами, под ней должна стоять подпись главы государства. Белорусским властям необходимо продемонстрировать серьезные намерения в отношении макроэкономической стабилизации и структурных реформ еще до начала реализации программы. То есть реформы должны начаться до получения денег. Позицию МВФ сегодня можно выразить так: «Покажите нам программу реформ, в которую мы поверим. Продемонстрируйте действия, которые это доверие укрепят». Программа должна быть документом, не навязанным извне, а выстраданным белорусским правительством.
 
- Какие последствия для белорусской экономики можем иметь реализация программы, одобренной МВФ?
 
- Правительству и Нацбанку нужно будет поддерживать макрофинансовую стабильность. Это условие начала программы. Власти сегодня стремятся к этому – проводят политику по либерализации финансового рынка и макроэкономической стабилизации. Если меры будут успешными, их результат бизнес почувствует в виде низкой инфляции, стабильной национальной валюты и цен. Следующим шагом должны стать структурные реформы, результатом которых должна стать «более фундаментальная рыночная переориентация экономики». Здесь речь может идти о создании эффективных рынков, приватизации, банковской реформе, либерализации внешней торговли, изменение принципов предоставления господдержки. 
 
Сегодня в стране сделано совсем немногое из того, что можно воспринимать как шаги в направлении структурных реформ. Исключение составляет разве что создание «клуба кредиторов», о работе которого почти ничего неизвестно, и подготовка проекта Директивы о развитии предпринимательства. Принятие этого документа могло бы стать важным шагом по либерализации условий для осуществления экономической деятельности в Беларуси. Но ключевые усилия должны быть сосредоточены именно на реформе сектора госпредприятий, который порождает основную массу проблем экономики страны. 
 
Сокращение господдержки предприятий повлечет за собой изменение системы госуправления. И на этот случай правительству нужен четкий план: потребуется реформировать систему соцзащиты, признать безработицу как явления, с которым придется как-то бороться. Потребуется и реформирование сектора коммунального хозяйства. Все это вызвано не только требованиями МВФ, но и сегодняшней ситуацией в экономике. 
 
Структурные реформы, несомненно, выгодны для бизнеса. Хотя бы потому, что в их результате он получит равные с госсектором условия финансирования. Надеюсь, будет покончено с протекционизмом в отношении госпредприятий во многих секторах. Это приведет к справедливой конкуренции, которой не хватает бизнесу в сегодняшних условиях.
 
- На Ваш взгляд, когда можно ожидать получения кредитной поддержки со стороны МВФ?

- Не ранее 2016 года. В лучшем случае – в начале года. Слишком многое предстоит сделать белорусскому правительству.
 
Дискуссионный материал Исследовательского центра о переговорах с международными финансовыми организациями на английском языке можно найти по ссылке.