Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Ольга Томашевская

Школа бизнеса. Миссия – это инструмент управления сотрудниками

Кадровый голод, который испытывают сегодня белорусские предприятия, все более остро ставит вопрос о работе с персоналом.  Важно не просто найти знающих работников, но и добиться их лояльности, поддерживать постоянный интерес к работе. Добиться того, чтобы сотрудники относились к целям владельца бизнеса как к своим собственным,  вполне возможно, считает директор  и соучредитель питерского Института коучинга Александр Савкин. 

О том, как этого достичь, Александр Савкин рассказал в интервью IPM Review.
 
-- Возможно, на первый  взгляд такая цель может показаться недостижимой. Но это только если ее рассматривать с традиционных позиций. Как говорил Альберт Эйнштейн, если невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла, нужно подняться на следующий уровень и стать выше ее. 
Нередко можно наблюдать, что у человека есть успешный бизнес и все, что можно купить за деньги , только жить не хочется. Совсем свежий пример, когда собственник бизнеса рассказывает: «Лет десять назад я – на лихом коне, сабля наголо, все за мной! А сейчас все иначе, нет той энергии. После кризиса всех посокращал, кроме элиты своей менеджерской. Смотрю -- они сидят, курят, никто двигаться не хочет. Я по привычке выхожу, саблю достаю – за мной! Оглядываюсь, а они между собой говорят – ничего, сейчас побегает и вернется». Это -- профессиональное выгорание. Человек начинает думать, зачем я этим занимаюсь, в чем смысл? Этим настроением он заражает и тех, кто вокруг. 
 
Очень часто так происходит с бизнесами, ориентированными лишь на прибыль. Я считаю, что современный бизнес не может быть нацелен только на деньги. Он не может позволить себе даже быть просто безвредным. Бизнес должен приносить пользу, он должен исцелять людей.  Потому что сегодня ситуация угрожающая. Разрушения заметны во многих сферах -- в природе, в человеке, в межличностном пространстве. Они видны и в отношениях между странами, где происходят войны, вооруженные конфликты. Они заметны и в экологии. Когда в середине 1980-х на экраны впервые вышел фильм «Кин-дза-дза», диалоги на тему «Неужели у вас на планете остались вода и деревья?» казались безумно смешными. А теперь это стало нормой. Все это -- результат разрушительной деятельности человека. 
 
-- Но если бизнес начнет заниматься исцелением, сможет ли он действовать как бизнес?
 
-- Есть такое понятие, как сознательный бизнес. В его основе лежит как минимум три составляющих. Это -- человек, экология, прибыль. Бизнесмена, который концентрируется только на прибыли, можно сравнить с теннисистом, который во время игры неотрывно следит за счетом. Может ли такой спортсмен выиграть? Хороший теннисист концентрируется на том, как летит  мяч, как он держит ракетку. На счет он смотрит только краем глаза – и побеждает. Точно также бизнесмен должен концентрироваться на своей миссии, на выполнении своего предназначения, не выпуская при этом из внимания прибыль. В США многие такие компании входят в рейтинги самых богатых. 
 
Практика показывает, что добрыми, честными быть выгодно. Вот пример. Небольшой семейный бизнес в США -- магазин экологически чистых продуктов. Однажды с гор сошел сель, который буквально смыл  магазин. Владельцы были в шоке. Они в одночасье оказались в долгах и без средств к существованию: они лишились не только магазина, но и возможности заработать, чтобы рассчитаться с постащиками продуктов и оплачивать кредиты в банке. Каково же было их удивление, когда  через несколько часов после схода селя у развалин магазина начали собираться клиенты, которые пришли расчищать завалы. Они сказали, что хотят помочь, потому что  любят  магазин. Но это были еще не все чудеса. Поставщики поставили магазину в долг продукты, а банк предоставил дополнительные кредиты под минимальный процент, объяснив, что «с вами очень приятно работать».
 
В российском бизнесе тоже случаются подобные вещи. В питерском магазине редких книг случился пожар, ущерб ему был нанесен значительный.  Когда об этом стало известно, как минимум сто покупателей пришли помогать -- разбирать, чистить, раскладывать книги. Просто потому, что они хотели, чтобы магазин продолжал работать. 
 
-- Почему так происходит?
 
-- В сознательном бизнесе есть видение, есть миссия, которую разделяют все, кто имеет дело с компанией – клиенты, сотрудники, поставщики. Миссия – это нечто большее, чем просто дело, которое делают владелец и наемные работники. Это то, что объединяет людей. 
 
-- Вы говорили, что среди наиболее богатых компаний немало тех, которые относятся к сознательному бизнесу. В то же время есть, к примеру, транснациональные корпорации, которые более богаты и влиятельны. Как сознательный бизнес может конкурировать с их мощью?
 
 -- Да, сегодня они влиятельны. Но ведь сознательный бизнес может объединяться, вырабатывать свою имунную систему, защищать свои идеи и принципы. И для этого у него есть возможности, которыми не обладают транснациональные корпорации.
 
В течение года я занимался сопровождением компании, миссия которой – пищевая безопасность России. Компания открыла уже около ста магазинов и продолжает расширяться. Я лично наблюдал ситуацию, которая продемонстрировала, что миссия компании имеет вполне живой и конкретный смысл для каждого сотрудника. В один из магазинов зашла женщина с ребенком, из сумки у нее была видна бутылка кваса. Кассир оторвалась от работы и обратилась к ней: «Извините, я видела, Вы купили квас. Советую прочитать его состав на этикетке. Вам такой квас можно пить не больше двух стаканов в неделю, а ребенку его не нужно давать вообще. Если хотите, в нашем магазине есть живой квас, у которого срок хранения составляет два дня». И продолжила обслуживать клиентов. Согласитесь, это не просто кассир. Это -- проводник идеи пищевой безопасности.
Миссия – это не формальный документ, который где-то пылится. Это инструмент управления сотрудниками. Миссия дает возможность создать живую команду, является инструментом отбора персонала. Кандидату на должность сразу задается вопрос – что Вы думаете насчет пищевой безопасности? Если он относится к ней безразлично, других вопросов можно не задавать. Если его эта тема волнует – можно разговаривать дальше. И тогда можно ожидать , что сотрудники будут ассоциировать себя с компанией, а  свои интересы – с интересами ее собственника. У нас в Питере есть предприятие, которое занимается строительством необычных для постсоветских стран квартир.Они спланироваы под потребности определенных социальных  групп. Ведь очевидно, что семье с детьми нужно совсем не такое помещение, как, к примеру, мужчине-холостяку. Этот проект буквально взорвал питерский рынок недвижимости несколько лет назад, их жилье безумно популярно. Эта компания называется Legenda. А ее сотрудники говорят о себе: «Мы – легенда». Для них счастье работать в такой компании.
 
Строить бизнес нужно исходя из своего предназначения на этой земле и привлекать в компанию людей, которым небезразличны твои идеи. Когда люди делают работу хорошо – деньги придут. Это не фантастика. Это реальность бизнеса.