Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Cможет ли Беларусь пробиться на рынок Евросоюза?

На прошлой неделе президент Беларуси заявил, что главная задача для нашей страны в отношениях с Евросоюзом — обеспечить отечественным товарам беспрепятственный доступ на европейский рынок. Белорусские компании хотели бы увеличить там свое присутствие, но высокие входные пошлины в ЕС этому не способствуют.

Престижный экспорт

Европейский рынок весьма емкий — ежемесячно страны ЕС импортируют товаров примерно на 150 млрд евро (в год около 1,8 трлн евро). Поскольку в ЕС входят развитые страны, платежеспособный спрос там высокий и поставлять туда продукцию выгодно.
Аудриус Микшис
 
«Продажи кваса в ЕС являются приоритетом нашей экспортной политики. Рынок стран ЕС — очень емкий, там многие производители хотят продавать продукцию. Поэтому приходится прилагать серьезные усилия, чтобы утвердиться на европейском рынке», — подчеркнул в беседе с корреспондентом БелаПАН генеральный директор «Лидского пива» Аудриус Микшис.
 
Чтобы попасть на рынок ЕС, белорусским компаниям в некоторых случаях приходится получать специальное разрешение.
 
Елена Бабкина«На рынок стран ЕС наша компания поставляет молочную продукцию с 2013 года. Такое право у нас появилось в 2012-м, когда получили бессрочную экспортную лицензию от комитета ЕС по пищевой цепи и здоровью животных», — отметила в беседе с корреспондентом БелаПАН заместитель генерального директора компании «Савушкин продукт» Елена Бабкина.
 
Чтобы получить лицензию, компания прошла сертификацию и подтвердила соответствие европейским требованиям всех технологических процессов производства продукции.
 
«Ежегодно еврокомиссары приезжают на предприятие, чтобы удостовериться в том, что наше производство полностью соответствует европейским стандартам», — говорит Елена Бабкина.
 
По ее словам, в ЕС белорусскую молочную продукцию ценят за натуральность и вкусовые качества.
 
«В Литву и Эстонию поставляем классическую и десертную молочную продукцию, сейчас начинаем поставки и в Латвию. Наша молочная продукция по качеству полностью удовлетворяет европейского покупателя, и явное доказательство тому мы увидели в июне этого года, когда первыми из молочных компаний СНГ получили престижную награду в Брюсселе», — подчеркивает Бабкина.
 
Условия доступа на рынок ЕС у белорусских производителей разные — в зависимости от вида продаваемой продукции. Например, для белорусских производителей напитков нет никаких проблем с доступом в страны Евросоюза.
 
«Мы не видим больших проблем с доступом на европейский рынок. Мы продаем квас в Литве, Польше, Германии и других странах ЕС. Что касается нашей продукции, то никаких особых барьеров на пути в Евросоюз мы не встречаем», — констатирует Аудриус Микшис.
 
А вот при экспорте в ЕС молочной продукции белорусским производителям приходится сталкиваться с высокими пошлинами.
 
«На наш взгляд, объем реализации белорусской «молочки» в странах Евросоюза может быть существенно больше, чем сейчас. Из-за высоких входных таможенных пошлин, которые действуют в ЕС, на данный момент мы можем поставлять в Евросоюз не весь ассортимент выпускаемой продукции. Было бы здорово, если бы открытость европейского рынка для белорусских товаров со временем повышалась», — подчеркивает Елена Бабкина.
 
Потенциал для расширения своего присутствия на рынке ЕС у белорусских компаний есть, полагают эксперты.
 
Дмитрий Дичковский«Посмотрите на такие компании, как «Регула», «Полимастер», «Адани». Они — мировые лидеры в своих отраслях, и экспорт является доминирующим в структуре их выручки. Эти компании имеют четкую стратегию, ясное понимание своих ключевых компетенций, продукты, которые решают проблемы их покупателей, современный менеджмент. Когда местные компании приблизятся к их уровню, с экспортом в ЕС всё станет проще», — считает сопредседатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Дмитрий Дичковский.  

 

Пересмотр монорыночной ориентации

Белорусские производители все активнее проявляют интерес к увеличению поставок в ЕС, поскольку условия реализации продукции на традиционных рынках изменились.
 
Павел Данейко«Большинство наших частных производственных компаний в 2000-е были ориентированы на российский и украинский рынки. В Москве, Питере и Киеве много мест, где продаются белорусские продукты, косметика и другие товары массового спроса. Успех белорусских производителей на соседних рынках был основан на формуле «почти европейское качество по почти китайской цене», — считает генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко.
 
При этом ценовое преимущество белорусских экспортеров, по его словам, было обусловлено в том числе за счет высокой инфляции, которая наблюдалась в Беларуси последние десятилетия.
 
«В 1995-2005 годы среднегодовая инфляция составляла 40%. Это была своеобразная дотация экспортерам со стороны государства. В этих условиях многие белорусские экспортеры ориентировались на российский и украинский рынки, продажи там приносили наибольшую маржу», — вспоминает Павел Данейко.
 
В последние годы, констатирует он, в Беларуси восторжествовала жесткая денежно-кредитная политика, инфляция снизилась до однозначных величин, и былую дотацию от государства экспортеры перестали получать.
 
«Это заставило компании думать над пересмотром своих конкурентных преимуществ, оптимизировать затраты и выходить на новые рынки. Контактируя с собственниками частных компаний, мы понимаем, что сегодня география их экспорта стала шире — кто-то ушел в Евросоюз, а в одной из отраслей целая группа компаний вышла даже на рынок Ирана», — отмечает Павел Данейко.
 
По его словам, способствовал диверсификации белорусского экспорта и тот факт, что в последние годы Россия, которая остается основным торговым партнером Беларуси, находилась в кризисе.
 
«Мы постоянно обсуждаем риски монорыночной ориентации на занятиях с участием представителей бизнеса. Однако пока все шло относительно хорошо, продукция успешно продавалась в России, многие реально не занимались диверсификацией экспорта», — подчеркивает Данейко.
 
По мнению экономистов, диверсификация экспорта важна не только для конкретных компаний, но и для страны в целом.
 
Александр Чубрик«Если посмотреть на страну в целом, то географическая концентрация белорусского экспорта остается высокой. Без учета нефтепродуктов на рынок ЕС приходится только около 20% белорусского экспорта, поэтому диверсификация экспортных поставок остается весьма актуальной задачей для Беларуси», — считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
 
При этом эксперты отмечают, что для решения этой задачи понадобятся в том числе и нестандартные шаги.
 
Георгий Гриц«Значительный объем импорта, который закупает ЕС, приходится на Китай. Именно китайская техника зачастую является главным конкурентом белорусского машиностроения на европейском рынке. Поэтому, возможно, нужно кооперироваться с китайскими компаниями, чтобы совместно продавать продукцию в ЕС» — считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
 
Не так давно, кстати, в Беларуси заработало белорусско-китайское производство по выпуску автокранов, которые планируется продавать не только в страны СНГ, но и на рынок Евросоюза.
 
По мнению экспертов, государство может повысить вероятность успешного выхода белорусских компаний на новые рынки. На государственном уровне, считает Дмитрий Дичковский, следует помогать компаниям становиться более конкурентоспособными, убирая протекционизм и субсидии.
 
«С экспортом все будет хорошо, если предприятия будут предметно этим заниматься, а именно формировать стратегию продвижения, привлекать талантливых менеджеров, создавать востребованный продукт. Основные барьеры на пути нашего экспорта в ЕС — в компетенциях и амбициях руководства наших компаний», — резюмировал Дмитрий Дичковский.
 

Оригинал статьи на naviny.by