Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04

Дмитрий Дичковский об интуиции и стратегии в бизнесе: «На одном „Мне кажется“ вы далеко не уедете»

«Я не знаю, как делать, поэтому принимаю решение интуитивно», — говорим мы себе по несколько раз в месяц. На старте бизнеса роль интуиции вообще сложно переоценить. Недостаток опыта заставляет раз от раза полагаться на шестое чувство, а потом в большинстве случаев не хватает денег на исправление ошибок. Председатель совета директоров, профессор Бизнес-школы ИПМ и экс-директор «Милавицы» Дмитрий Дичковский в рамках партнерского цикла Onliner.by с «Альфа-Банком» рассказал о своих интуитивных решениях и посоветовал полагаться на «осознанную интуицию».

________

 
— Предприниматели часто говорят: все получится, если вы верите в себя. Что это значит? Что любой труд в большом объеме приносит успех? Что вера всегда благодарна? Что важнее всего упрямство?
 
— Соглашусь со всем, но при одном «маленьком» условии: все получится, если вы верите в себя и при этом двигаетесь в правильном направлении. Это ключевой момент. И направление, и способ достижения цели можно выбирать интуитивно, а можно долго высчитывать и анализировать. Однако важно быстро принимать решение, иначе будет поздно: ситуация изменится, кто-то додумается быстрее. В этом случае интуитивное решение принимается гораздо быстрее, но в то же время предполагает больше риска.
 
Я являюсь сторонником осознанной интуиции — это когда решения принимаются интуитивно, а интуиция, в свою очередь, опирается на знания плюс позитивный и негативный опыт.
 
Дмитрий Дичковский
 

«Ни один успешный бизнес 20—25 лет назад не задумывался основателями в том виде, в каком существует сегодня»

— Джобс, Форд, Уолтон… да кто угодно из мировых китов — их истории касаются интуиции? Они везунчики или проводники точного расчета и стратегии?
 
— Вы говорите о выдающихся людях. Они есть во всех областях: искусство, литература, бизнес, медицина, наука… Таким людям свойственны гениальные решения, озарения, собственное видение развития мира. Такие люди формируют будущее в своих сферах и обладают уникальным сочетанием качеств. В этом и состоит их дар, и это значительно больше, нежели просто интуиция, расчет или что-то еще.
 
— Хорошо, давайте спустимся к успешным компаниям на белорусском рынке. Как вам кажется, создавались ли они изначально такими по замыслу собственника?
 
— Мне кажется, ни один успешный бизнес 20—25 лет назад не задумывался основателями в том виде, в каком существует сегодня. Не было тогда в голове у этих людей точной модели функционирования компании в 2020 году. Более того, практически невозможно было бы спрогнозировать развитие технологий и те прорывы, которые произошли во многих областях за последние два десятилетия. Что несомненно было в начале, так это цель, видение, ценности, страсть и увлеченность. А это и есть фундамент, на котором может быть построен успешный бизнес. По мере роста и развития эти компоненты менялись или корректировались вместе с изменениями в окружении, появлялись новые составляющие, а именно бизнес-модель, финансовый прогноз, политики в области маркетинга и продаж, принципы управления персоналом.
 

___

Нет смысла противопоставлять или делать выбор в пользу замысла или интуиции, так как при рождении идеи необходимы и замысел, и интуиция, и многое другое, особенно на этапах «взросления» компаний.
___

— Были ли в истории бизнеса гениальные решения, основанные на «Мне кажется»?
 
— Были, но строились они не только на собственных ощущениях, но и на опыте. Интуитивно правильные решения не оторваны от знаний. Интуиция помогает человеку из огромного объема информации вычленять то, что нужно. Не противопоставляйте интуицию другим способам принятия решений, а подкрепляйте их ей.
 
Дмитрий Дичковский
 
Такие примеры есть и в Беларуси. Возьмите любую успешную компанию (не обремененную обязательствами, которые она не может обслуживать) — все они были созданы людьми, которые интуитивно чувствуют место своей компании в отрасли, изменения покупательских предпочтений, а иногда и формируют эти предпочтения. Однако это не только интуиция, это умение видеть будущее, понимая, что происходит в настоящем.
 
— Следует ли из этого, что все известные ранее компании, которые не дожили до 2018 года, пали из-за того, что директора подвела интуиция?
 
— Возможно. Успех ослабляет хватку. Если кажется, что впереди только светлое будущее и все легко получается, велик шанс потеряться при малейшем изменении среды. Таких примеров в мире огромное количество. Если, конечно, целью собственника не была, например, продажа своего бизнеса.

 

«Интуиция есть у всех, но сначала сырая»

— Интуиции можно научиться?
 
— Она есть у всех, но ее, как и любой навык, нужно развивать через опыт.
 
— Если нужно учиться, значит ли это, что в начале бизнес-пути интуиция приравнивается к лотерее? Может быть, не пользоваться ей до определенного момента?
 
— Но если не пользоваться, она и не разовьется.
 
— «Мне так кажется!» — это интуиция?
 
— На одной интуиции вы далеко не уедете, это одна из составляющих принятия решения. Не откладывайте все остальное. Сначала посмотрите на «Мне кажется», потом оглянитесь, что происходит вокруг, используйте знания и опыт. Если отстранитесь от внешней среды и будете полагаться только на «Мне кажется», то риск неправильного принятия решения будет значительно выше.
 
Дмитрий Дичковский
 

Примеры хорошего и плохого интуитивного решения

— Когда интуитивные решения — это хорошо? Например, при наличии харизмы в условиях аврала?
 
— Способность принимать интуитивные решения — это всегда хорошо. Однако просто принять решение, опираясь на интуицию, — это только часть картины. Эта картина всегда будет незавершенной, если, во-первых, мы не научимся постфактум оценивать интуитивно принятые решения с точки зрения их своевременности и успешности (оценка эффективности / мониторинг прогресса), а во-вторых, у нас не будет понимания, к какому оптимальному результату должно привести данное решение в рамках нашей глобальной задачи (стратегия).
 
Соответственно, если у нас нет стратегии и оценки эффективности, то интуитивные решения могут привести к банкротству.

— Вы принимали интуитивные решения? Чем они заканчивались?
 
— Да, главным образом осознанно-интуитивные. Заканчивались они очень по-разному. Но могу с уверенностью сказать, что продолжаю доверять интуиции, обогащенной опытом и знаниями. У человека в арсенале всегда есть два органа, помогающих делать выбор: сердце и голова. Пользуйтесь ими обоими.
 
Из правильных и своевременных решений во время работы в «Милавице» был, например, переход от чисто производственного предприятия к развитию компетенций в управлении розницей и созданию сети магазинов. Было интуитивно понятно, что производству в Беларуси будет сложно конкурировать с азиатскими производителями. По мере движения к этой цели мы находили аргументы, подтверждающие это решение. Кстати, если вы таких аргументов не встречаете, это повод проанализировать и, возможно, отказаться от своего решения и признать, что оно было неправильным.
 
Из спорных решений — гонка, в которую мы включились, открывая магазины. В какой-то момент стало ясно, что такое быстрое появление новых точек привело к неуправляемости: в утверждении новых локаций, в координации персонала в рознице, в мониторинге финансовых показателей. Пришлось корректировать принятое решение и менять тактику.
 
Дмитрий Дичковский
 

«Стартапы не выживут на одной интуиции»

— Не лишает ли отсутствие интуитивного управления бизнес шарма, симпатий и так далее? Может, клиенты лояльнее к тем, кто ошибается, чем к капиталистам с холодным расчетом и стратегией?
 
— Любой бизнес начинается с идеи, вдохновения, и это привлекает. Далее по мере взросления, роста и развития уже требуются и стратегия, и расчет. Это происходит потому, что уже есть что терять, а любое неверное решение может очень больно ударить не только по основателям, но и по сотрудникам, поставщикам, клиентам. Для масштабного бизнеса одно неверное (как правило, инвестиционное) решение может привести к серьезным проблемам, и таких примеров в Беларуси, к сожалению, достаточно. Поэтому одной только душевности успешному бизнесу недостаточно. Необходимо крепкое и красивое тело, а это и есть стратегия, финансовая модель, понимание основ устойчивости конкурентного преимущества, кадровая политика.
 
— Беларусь — страна с неустойчивой средой для бизнеса. Часто бизнес-планы ломаются из-за неожиданных решений регулятора, особенно в малом бизнесе. Зачем тогда бизнес-план? Интуиция и труд все перетрут.
 
— Это касается любой страны, где есть регулятор.
 

___

Вчера Brexit, сегодня новые пошлины, завтра национальный протекционизм. Такие решения создают куда больше неопределенности, чем действия местного регулятора.
___

Тем не менее, если компания двигается, она должна осознавать, в каком направлении и как происходит это движение. Иначе будет по принципу «как получится», а это уже лотерея.
 
Многие успешные мировые компании начинались как предпринимательские инициативы и своевременно, по мере роста и развития становились системно управляемыми организациями с сохранением предпринимательского типа мышления. У них есть ясная стратегия, а именно умение и талант постоянно концентрировать внимание и ресурсы на развитии уникальных характеристик и компетенций, дающих бизнесу основу для создания устойчивого конкурентного преимущества. Даже малому бизнесу приходится задумываться над тем, что позволит им победить конкурентов.
 
Стартапы, которые не в состоянии развивать компетенции для создания уникального предложения на основе глубокого знания нужд и потребностей своих клиентов, понимания, какую проблему своих клиентов они решают, надолго в бизнесе не задерживаются.
 


Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Тарналицкий
Оригинал статьи на onliner.by