Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
 Татьяна Калиновская, IPM Review

Потребительский спрос. Новые тенденции

Сложная экономическая ситуация и опасения ее дальнейшего ухудшения формируют новую модель потребительского поведения белорусов. И этот факт необходимо учитывать предприятиям из любых сфер бизнеса. 

О том, к чему может привести изменение потребительского спроса, в интервью IPM Review рассказала эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Катерина Борнукова.
 
 
- В кризис домохозяйства сокращают свои расходы на потребление. Исходя из данных статистики, от чего люди готовы отказаться сразу же, а от чего отказываются с трудом?
 
- Хотя белорусы  уже не впервые за последние годы переживают значительную девальвацию, раньше рост доходов довольно быстро ее компенсировал. Большинство домохозяйств не успевали поменять свои потребительские предпочтения. Поэтому экономисты не располагают достоверными данными о том, от чего белорусы отказываются в первую очередь. 
 
На сей раз можно прогнозировать снижение реальных доходов населения в течение одного-двух лет, что несомненно приведет к значительным изменениям потребительского поведения. Чтобы понять, как это будет происходить, можно обратиться к мировому опыту: люди в разных странах одинаково реагируют на сокращение доходов. В первую очередь они снижают расходы на товары долгосрочного и среднесрочного пользования: мебель, бытовую технику, одежду. Расходы на еду сокращаются не так значительно, но происходит переориентация спроса на более дешевые товары: те, кто раньше покупал свинину и говядину, будут чаще покупать курицу, яйца и творог. Падает спрос и на дорогие в наших широтах фрукты. Однако наиболее значительно падают расходы на отдых и развлечения: люди реже ходят в рестораны и отказываются от турпоездок. 
 
- Есть ли какая-то особенная белорусская модель поведения в кризис?
 
- У нас кризисы обычно сопровождаются девальвацией, а девальвация – «хапуном», когда белорусы тратят обесценивающиеся рубли на не успевшие подорожать товары длительного пользования. Но в нынешнем кризисе этот этап уже пройден, и дальше нас ждет значительное падение спроса на товары, которые люди ажиотажно приобретали во время девальвации, в первую очередь – на бытовую технику. Еще одна славянская особенность – не сокращаются расходы на водку, они иногда даже растут. 
 
- Что в этих условиях можно посоветовать розничному бизнесу?
 
- Надо понимать, что сегодня для многих клиентов важно сэкономить. Поэтому следует предлагать больше скидок и выгодных бонусов. Ну и быстро реагировать на изменение спроса, корректируя ассортимент. 
 
- Прирост внутреннего потребления был одним из драйверов экономического роста в последние годы. Каким может быть влияние внутреннего спроса на экономический рост в этом году?
 
- Потребление скорее всего будет падать вместе с реальными доходами населения. Поэтому влияние внутреннего спроса будет негативным.
 
- Какие сферы бизнеса почувствуют первыми падение спроса и доходов населения, а у кого, возможно, есть шансы нарастить продажи своего недорогого, но качественного товара?
 
- Первыми кризис традиционно чувствуют строители и отрасль гостеприимства: мы уже наблюдаем и падение цен на недвижимость, и серьезные проблемы в ресторанном бизнесе. Турфирмы наверняка тоже переживают не лучшие времена, и не только из-за запрета на расчеты в валюте. Производители и продавцы бытовых товаров и мебели смогли заработать на декабрьском ажиотаже, но сейчас их ожидает спад. Нашу легкую промышленность тоже ударит кризис – выживут только те предприятия, которые смогут работать в низком ценовом сегменте. То же самое касается и предприятий пищевой промышленности.