Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Татьяна Калиновская, специально для IPM Review

Экономическая среда. Правительство консультируется об увеличении собираемости налогов с иностранными экспертами

Белорусская налоговая система остается одной из самых сложных в мире, несмотря на шаги правительства по ее упрощению. Налоговое администрирование остается дорогим, а ставки налогов – высокими. Все это создает проблемы белорусским налогоплательщикам. Больше всего от издержек, связанных с налоговым администрированием, страдают малые предприятия и ИП. 

Сложность налоговой системы является одной из важных причин уклонения от уплаты налогов: многие считают, что проще найти способ их не платить, чем разобраться, как это делать. Это негативно влияет на ситуацию с пополнением бюджета, которая сегодня ухудшилась в связи со спадом в экономике. И это, несомненно, беспокоит правительство.
 
Частично проблему собираемости налогов можно было бы решить за счет упрощения налогового администрирования. Это помогло бы увеличить поступления от ИП и малых предприятий, а также сняло бы психологические барьеры у людей, которые хотели бы заняться бизнесом, но опасаются не справиться с административной стороной. 
 
Вопрос о реформировании налоговой системы обсуждался в ходе Пятой международной конференции по экономике и финансам, организованной Белорусским экономическим исследовательско-образовательным центром BEROC. В ходе конференции профессор Аризонского университета Юрий Церлюкевич рассказал журналистам, что группа западных ученых-экономистов консультирует правительство Беларуси по вопросам упрощения системы налогообложения, контролю за госрасходами и перспективам проведения налоговой амнистии. 
 
По словам Юрия Церлюкевича, одним из важных моментов улучшения системы налогообложения является устранение технических неудобств при заполнении деклараций. «Белорусская система отсылает налогоплательщика к множеству документов. Каждый из них дополняет другой, и при этом не существует единой понятной инструкции, которая помогла бы заполнить декларацию», - рассказал Церлюкевич. На сегодняшний день информация организована так, что далеко не каждый поймет, как же заполнять документы: некоторые графы содержат отсылки на указы президента, а те – на другие, более ранние указы. Упрощение процедуры заполнения деклараций, по мнению специалистов, позволит не только сэкономить время налогоплательщиков, но и уменьшить уход от налогов.
 
Очевидно, этой меры будет недостаточно, чтобы решить все существующие сегодня бюджетные проблемы. Среди других мер правительство обсуждает возможность проведения налоговой амнистии, которая позволила бы при грамотном подходе получить за короткое время значительные суммы платежей в бюджет. «По просьбе правительства Беларуси мы рассматривали вопрос налоговой амнистии – как вернуть на родину капитал, выведенный за границу, как установить порог ответственности для тех, кто выведет капитал из тени», - рассказал Юрий Церлюкевич. 
 
Для того, чтобы сделать заключение о целесообразности проведения амнистии, эксперты изучили опыт разных стран. И хотя в мире существует немало удачных примеров, опыт постсоветских стран – Казахстана и России, не был положительным. Дело в том, что в этих странах амнистия не была как следует подготовлена, в том числе в плане проведения информационной политики. «Для успеха в проведении амнистии надо четко обосновать, почему она проводится раз и навсегда. Дать людям шанс вывести капитал из тени, и объяснить, что этот шанс – единственный, другого не будет. В России и Казахстане этого не объяснили, и люди увидели амнистию как еще один способ избежать ответственности. К тому же они были уверены, что налоговые амнистии будут проводиться регулярно», - рассказал Церлюкевич. По его словам, на данный момент, «основываясь на опыте Казахстана и России, мы не порекомендовали правительству проводить амнистию».