Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA palm
+375 17 277-04-04
 Ольга Андреева

Гостиничный бум в Минске: за и против

Минский городской пейзаж стремительно меняется. В последние годы особенно заметным стало возведение в центре столицы значительного количества гостиниц. Не вызывает сомнений, что таким образом Минск готовится к проведению Чемпионата мира по хоккею. При этом возникает вопрос, окупятся ли инвестиции в гостиничное хозяйство впоследствии, когда волна гостей чемпионата схлынет?

«Сегодняшняя инфраструктура Минска формировалась на протяжении 50 послевоенных лет. И то, что сейчас делает город в преддверии Чемпионата мира по хоккею, можно считать чуть ли не революцией гостиничного бизнеса», - охарактеризовал ситуацию на одной пресс-конференций начальник главного управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Андрей Новиков.

На сегодняшний день по количеству отелей Беларусь заметно отстает от европейских стран. На тысячу человек населения в нашей стране приходится  2,4 гостиничных места, в то время как в Европе этот показатель в среднем составляет 30. Несколько более оптимистичная ситуация в Минске, где работает 28 гостиниц, а на тысячу жителей приходится 4 гостиничных места. Но и здесь нам не удается догнать даже ближайших соседей. Для сравнения: в Москве и Киеве этот показатель вдвое выше.

Кроме того, далеко не все минские гостиницы пригодны для приема иностранных туристов. Среди них немало стареньких отелей, которые не обеспечивают привычные для современного путешественника условия проживания. «При подсчете номерного фонда учитываются такие гостиницы как «Звезда», «Спорт» и так далее, которые не очень популярны среди приезжих», - рассказала IPMReviewдиректор туристического агентства «Вокруг света» Марина Кондрашова.

У более современных отелей -- «Crowne Plaza», «Европа», «Минск», «Виктория» -- есть другой недостаток.А именно высокая цена за номер, непривлекательная для путешественника среднего класса. Цена проживания в 4-х и 5-ти-звездочных гостиницах Минска часто превышает стоимость проживания в отелях европейских столиц. По данным обзора группы компаний «Твоя столица», по итогам первого полугодия 2013 года средняя цена одноместного номера в белорусской столице составила от 31 до 236 евро в зависимости от звездности, двухместные номера в среднем обходились постояльцам в 51-254 евро.

Согласно статистике, наибольшее число предлагаемых в Минске номеров приходится на трехзвездочные отели.

Таблица 1. Какие отели сегодня есть в Минске
(По данным обзора группы компаний «Твоя столица», 2013 год)

Без рейтинга

2 звезды

3 звезды

4 звезды

5 звезд

32%

3%

40%

14%

11%

При этом на рынке ощущается острая нехватка именно бюджетных отелей среднего класса. По данным Мингорисполкома, загрузка гостиниц категории три звезды достигает 95-100%, отелей категории четыре звезды и пять звезд — более 30%.

«Налицо нехватка трехзвездочных, приемлемых по ценам гостиниц, которые делают погоду при приеме туристов. Ведь чаще всего путешественники — это или студенты, или пожилые люди, которые ищут разумное соотношение цена-качество», - отмечает директор Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер.

Несмотря на это, предполагается, что наиболее быстрыми темпами будет расти количество именно пятизвездочных номеров. По оценке группы компаний «Твоя столица», их число должно возрасти с 350 в 2013 году до 2672 в 2015 году. Число трехзвездочных номеров в 2015 году также должно приблизиться к трехтысячной отметке, но при этом рост будет не столь значительным: по данным обзора, в 2013 году количество трехзвездочных номеров составляло 1850.

Таблица 2. Сколько мест в столичных гостиницах
(По данным обзора группы компания «Твоя столица», 2013 год)


3 звезды

4 звезды

5 звезд

2013 год

1850

701

350

2014 год (оценка)

2615

1508

1100

2015 год (оценка)

2985

1908

2672

Нельзя исключать, что эти планы будут скорректированы, и не один раз, как это уже было. Напомним, что в ноябре 2010 года столичные власти заявляли о намерении ввести в эксплуатацию к Чемпионату мира по хоккею 20 гостиниц, к концу 2011 года цифра снизилась до 15, а сейчас — до 11.

Но даже в случае, если планы строительства отелей будут выполнены по минимуму, возникает вопрос, как эти отели будут заполняться. Да, Беларусь заметно уступает по количеству гостиниц соседним странам, но ведь сложившаяся ситуация вполне соответствует реалиям рынка. Согласно данным Белстата, в 2011 году средняя заполняемость минских гостиниц составила 48%, в 2012 году — 51%. Специалисты в области гостиничного бизнеса считают, что такая загрузка является вполне приемлемой.  «В мировой практике вообще не принято, чтобы заполняемость гостиниц была близка к 100%. Ведь если все номера постоянно заняты, это большие амортизационные расходы. Обычная норма -- это загрузка на 50-60%», - говорит директор Минской гостиничной ассоциации Николай Хролович.

При этом остается открытым вопрос, какой будет заполняемость гостиниц в 2015 году, когда количество номеров вырастет почти втрое по сравнению с существующим – на основе оценок группы компаний «Твоя столица», несложно вычислить, что число гостиничных мест в 2015 году должно составить 7565 по сравнению с 2901 в 2013 году.  Кроме того, необходимо учитывать, что конкуренцию отелям будут создавать городские квартиры, которые сдаются посуточно и пользуются большой популярностью у гостей столицы благодаря относительно невысоким ценам.

Оценки того, как будут заполняться гостиницы Минска после проведения Чемпионата мира, разнятся от 30% до 65%. Но в целом представители белорусского туристического бизнеса настроены оптимистично. «Все построенные гостиницы будут востребованы и после чемпионата, при условии сохранения того же потока туристов или, что еще лучше, его возрастания. Так что не стоит бояться, что они будут стоять пустыми. Другой вопрос, что наступит реальная конкуренция, к которой сегодняшние гостиницы не готовы», - говорит Николай Хролович.  Марина Кондрашова придерживается аналогичного мнения, утверждая: «Сейчас в пиковые дни заполнены все гостиницы. Доходит до того, что приходится селить приезжих за городом, в агроусадьбах и так далее. Так что «лишних» гостиниц точно не будет.  Причем востребованы будут как три звезды, так и пять. Например, инвесторы, бизнесмены, которые приезжают в Минск, часто выбирают отели уровня 4 и 5 звезд, в том числе и потому, что там есть услуги конференц-залов. Те, кто приезжают на экскурсии, выбирают «тройки», причем, хорошего уровня. Хостелы востребованы у студентов, неорганизованных туристов».
По мнению специалистов, важным фактором привлечения туристов станет снижение цен на услуги гостиниц. В частности, Николай Хролович отметил: «Снизить цены, как бы это ни банально звучало, в наших отелях сможет только конкуренция. Того количества гостиничных комплексов, которые планируется ввести в эксплуатацию, на мой взгляд, будет достаточно, чтобы отельеры начали бороться за клиентов и ценой, и качеством услуг. В случае если гостиницы окажутся не готовыми к конкуренции, то поток туристов из них перенаправится в те отели, где предлагается более удобный и надежный продукт».

Следует отметить, что вопрос качества услуг и его соответствия цене на сегодняшний день остается открытым. Особенно если учесть, насколько остро стоит проблема персонала в этой сфере. Как рассказал в январе на пресс-конференции замначальника главного управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Юрий Натычко, только для обслуживания коммунальных гостиничных комплексов сегодня необходимо набрать примерно 1600 человек. По словам Николая Хроловича, «столичные власти готовы брать на эти вакансии на время Чемпионата мира по хоккею студентов. Это хорошо, думаю, многие молодые люди воспользуются возможностью подзаработать. Однако, в будущем необходимо думать о том, как готовить необходимые качественные кадры для этой сферы, проводить курсы подготовки, тренинги на базе имеющихся гостиниц. Ведь во многом именно обслуживающий персонал влияет на оценку качества со стороны постояльцев той или иной гостиницы».

Проблема подготовки и лояльности персонала стоит действительно остро. Ведь речь идет не только о квалификации и специальных знаниях, но и о доверии и репутации. «Нельзя забывать о том, что не все сотрудники добросовестны.  Ситуацией дефицита кадров обязательно воспользуются  весьма ненадежные кандидаты. Если у клиента вдруг пропали вещи, то он больше никогда не остановится в этой гостинице. Да, такого сотрудника уволят, но с учетом дефицита кадров, есть риск, что он быстро найдет себе новую работу на рынке. Именно поэтому уже сейчас представителям гостиничного бизнеса стоит задуматься о создании так называемого «черного» списка работников и обмене информацией», -- говорит Николай Хролович.

Но даже если предположить, что проблему персонала удастся решить успешно, на сегодняшний день нет ответа на самый принципиальный вопрос. По каким причинам поток приезжающих в Беларусь должен увеличиться до такой степени, чтобы обеспечить постояльцами возросшее количество отелей? Судя по комментариям представителей этой сферы, некой концепции, которая привлекала бы в страну путешественников или бизнесменов, на сегодняшний день не существует.  Мало того, нету и четкого портрета  тех, кто посещает нашу страну сегодня. Здесь можно руководствоваться лишь интуитивными догадками и предположениями.

Согласно данным Белстата, в 2012 году Беларусь с туристическими целями посетили 118,7 тыс. человек, а в 2013 году число организованных туристов возросло до 130 тысяч человек.

Можно предположить, что в последние годы туристический поток в Беларусь несколько вырос за счет посетителей казино. Насколько сильно этот сегмент повлиял на общее число туристов и будет ли он в дальнейшем обеспечивать рост притока путешественников, пока неясно. Эксперты высказывают предположения, что эта категория туристов все же не станет основной. «Иногда озвучивается версия, что инвесторы строят гостиницы с расчетом только лишь на посетителей из России, которые приезжают к нам играть в казино. Такая категория клиентов у наших отелей действительно есть, но большая часть постояльцев -- все-таки те, кто приезжает в Беларусь с деловыми или туристическими целями», -- отметил Николай Хролович. 

По мнению Марины Кондрашовой, на спрос на посещение Беларуси иностранцами можно влиять, и главным фактором здесь должна стать ценовая политика. «Сейчас нас часто объезжают именно из-за стоимости проживания. Например, туристы, которые едут из Китая, Японии, США — они не едут в одну страну, например, в Россию или Литву. Они не против посмотреть Беларусь, но пребывание у нас два-три дня уже значительно удорожает тур и многие просто отказываются. Допустим сейчас, не в сезон, у нас в трехзвездочном отеле номер стоит 100 долларов, а в Вильнюсе можно найти такое же качество за 45-50 евро. Конечно, в этой ситуации нас или объезжают или проезжают транзитом. Очевидно, что после уменьшения цен в гостиницах ситуация изменится», -- говорит Марина Кондрашова.

Впрочем, для того, чтобы такие путешественники посещали Беларусь, необходимо и решение визового вопроса. На сегодняшний день представителям многих стран бывает не только затруднительно, но и дорого оформить белорусскую визу. «Доступность страны должна быть не только во время проведения Чемпионата мира по хоккею. В любом случае визовый режим нуждается в пересмотре» , - уверен Валентин Цехмейстер.

И все же для стабильной и устойчивой работы белорусского гостиничного бизнеса необходимо поддерживать постоянный интерес к стране, чтобы туристы приезжали сюда не случайно, по пути из России в Европу, а целенаправленно. Количество туристов может увеличиться в случае, если будет разработана четкая концепция привлекательности Беларуси как туристической страны и если она будет продвигаться как на государственном уровне, так и на уровне частного бизнеса. А число деловых посетителей нашей страны, несомненно, возрастет в случае улучшения деловой и инвестиционной привлекательности Беларуси.