Бизнес-школа ИПМ
Международная
аккредитация качества
IQA
+375 17 277-04-04
"Белорусы и рынок" Павел Береснев

Парта без отрыва от производства

Корпоративный сектор пока не генерирует массовый спрос на смешанное обучение (blended learning), объединяющее очные и дистанционные формы, несмотря на ряд его преимуществ. О новых трендах в образовании и о природе консерватизма некоторых компаний рассказал директор по развитию Бизнес-школы ИПМ Алексей Дунаевский.

Алексей Дунаевский
 
— Алексей Николаевич, очевидной основой для развития дистанционных форм обучения стали интернет-­технологии. Можно ли сказать то же самое о социальных и эко­номических предпосылках?
 
— В разных странах по-разному. Например, в США дистанционная и смешанная формы обучения стали рациональным ответом на несколько социальных трендов, которых нет в наших широтах. Во-первых, там растет потребность в образованной рабочей силе. В отличие от белорусов всего 30 % американцев имеют высшее образование, однако, согласно прогнозам, к 2030 году половина рабочих мест в Соединенных Штатах будет требовать специалистов с высшим образованием. Это осо­знают федеральное правительство и руководство штатов.
 
Во-вторых, спрос в США также генерируется снизу: в этой стране гражданин с высшим образованием за всю свою карьеру зарабатывает, по разным подсчетам, на миллион долларов больше, чем американец, имеющий среднее образование.
 
Кроме того, в Соединенных Штатах классическое образование постоянно дорожает. В течение двадцати лет погашать кредит в 300—400 тыс. долларов — это реальность. Спрос на более дешевое образование без отрыва от работы появился, когда все описанные тренды совместились. На этом стыке зародились и активно развиваются дистанционное и смешанное обучение.
 
— Высшее образование в Беларуси трудно назвать дорогим. Означает ли это, что в нашей стране отсутствуют экономические предпосылки для развития новых форм обучения?
 
— Действительно, стоимость обучения в Беларуси относительно невелика: получить высшее образование на платной основе может практически каждый. По этой причине смешанное образование у нас предлагается в основном в корпоративных форматах. Да, вузы тоже активно работают над внедрением смешанных и дистанционных методик, однако это работа больше на перспективу. В корпоративном сегменте blended learning находит отклик быстрее, потому что выгоду можно перевести в деньги: сэкономить на обучении сотрудников, снизить затраты рабочего времени.
 
Для работодателя смешанный формат однозначно удобнее. Вместе с тем смешанные программы требуют от обучаемого гораздо большей внутренней мотивации и желания учиться: с кнутом никто стоять не будет.
 
Впрочем, несмотря на преимущества, в корпоративном секторе спрос на смешанное обучение все еще далек от массового.
 
— Компании по инерции предпочитают обучать сотрудников на традиционных курсах и тренингах?
 
— Компании бывают очень разными: кто-то с распростертыми руками встречает все новое и передовое, кому-то нравится то, что во время учебы сотрудники будут в меньшей степени оторваны от производственного процесса, кто-то хочет сэкономить, ну а кто-то предпочитает учиться по старинке.
 
При этом выбор формы обучения практически не зависит от сферы деятельности: инновационные компании можно найти в пищевом секторе, а отсталые — в IT. Все дело в корпоративной культуре: у кого-то принято внедрять современные решения, а у кого-то — нет.
 
В таких условиях мы, как провайдер образовательных услуг, не отказываемся от традиционных программ, предоставляем клиентам возможность выбора, но даже в этом случае укрепляем цифровую составляющую, стараемся внедрить смешанный формат взаимодействия.
 
— Некоторые эксперты говорят о цифровой перегруженности современного человека. Не является ли blended-обучение дополнительной нагрузкой в этом плане?
 
— Земля и палочки, доска и мел… Средства обучения существовали, развивались и дополнялись всегда. Смешанный формат обучения я расцениваю как отличное средство, которое позволяет сделать процесс обу­чения лучше и современнее. Его легче адаптировать к нынешним условиям, характерная черта которых — дефицит времени.
 
Фактом является то, что технический прогресс дал нам хороший инструмент, и теперь его нужно правильно применить, задействовать весь его потенциал. К тому же в Беларуси blended learning может стать ответом на текущую экономическую ситуацию: в условиях рецессии компаниям будет проще находить возможность для повышения квалификации своих сотрудников.
 
Павел Береснев, специально для "Белорусы и рынок"